Антон Юрьевич Воробьев: "Зеленая звезда"
(по пьесе Алексея Слаповского "От красной крысы до зеленой звезды").
Премьера 1 февраля 2008.
читать дальше

2. ПЕРЕВОД
( 1-й этаж, кафе)
Действующие лица: ОН, ОНА, ПЕРЕВОДЧИЦА
За столиком сидят две молодые женщины и мужчина.
ОН. Скажите ей... Скажите... Ну вот, я и уезжаю.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит, что скучает по дому.
ОНА. Это понятно.
ОН. Что она говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит: что ж...
ОН. Так я и не выучил ни одного слова.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он сожалеет, что не учил языка. Как будто кто-то ему мешал это делать.
ОНА. Было много работы. Мне тоже жаль, что я не знаю его языка.
ПЕРЕВОДЧИЦА ( ему). Так, общие вежливые слова.
ОН. Скажите ей, что я обязательно вернусь.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит, что ему здесь было приятно.
ОНА. Я рада.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит: хорошо. Здесь не принято переливать из пустого в порожнее, говорите по делу.
ОН. По делу? Ладно... Так... Скажите ей, что я ее люблю.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Так и сказать?
ОН. Так и сказать.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Вы что, изините, лишнего выпили?
ОН. Нет. Скажите ей, то я ее люблю... Я прошу.
ПЕРЕВОДЧИЦА ( ей). Это мы о том, как перевести. Слишком он запутанно выражается. В общем, делает вам комплименты всякие.
ОНА. Очень приятно.
ОН. Что она сказала?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она смущена. Здесь не принято говорить в лоб такие вещи.
ОН. Мне плевать, у меня нет времени. Значит, она смущена - и все?
ПЕРЕВОДЧИЦА. А что еще?
ОН. Действительно... Она не собирается поехать к нам?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он такой странный. Он спрашивает, не собираетесь ли вы этим летом замуж. Они такие странные!
ОНА ( смеется). О, нет, нет!
ОН. Это я понял: нет. А почему нет?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Что за вопрос? Ей и здесь хорошо. Говорите по-существу.
ОН. Скажите, что выучу язык и через год обязательно вернусь. Пусть она меня ждет. Мне кажется, она и сейчас все понимает.
ОНА. Что он сказал?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Так, несуразица какая-то. Он туповатый малый, между нами говоря. И выпил лишнего.
ОНА. Вы ошибаетесь, он не туповатый. И незаметно, что выпил.
ОН. Что она сказала?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она извиняется, у нее дела. Здесь не говорят так долго о пустяках.
ОН. Разве я - долго? И разве о пустяках? Скажите ей еще раз: я люблю ее. Как никогда и никого, понимаете? Пусть она смеется, если хочет.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Опять делоает комплименты. Бабник - но неумелый.
ОНА. Какие комплименты?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Ну, насчет ног, насчет груди. У них это в порядке вещей.
ОНА. Почему - у них? Вы тоже жили там.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Это было давно.
ОНА. У него странные глаза. Встревоженные какие-то.
ОН. Что она говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Приятно было с вами пообщаться. Она пытается прекратить ваши излияния. Ей неловко.
ОН. Хорошо. И все-таки я ее люблю. ( Ей.) Я люблю тебя. Понимаешь?
ОНА. Что он говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он извиняется: ему пора собираться. Он рад был поработать с вами.
ОНА. Я тоже. Я надеюсь приехать к нему. То есть не к нему, а вообще... Ну, понятно...
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она хвалит ваши профессиональные качества.
ОН. И все?
ПЕРЕВОДЧИЦА. А вы чего хотели? Самое лучшее в вашем положении - попрощаться
ОН. Я напишу ей.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит: всего доброго.
ОНА. И вам всего доброго.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она благодарит и прощается.
ОН (встает). Ну что ж...
ОНА. Подождите!
ОН. Что? Что она сказала?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Я не поняла. Какое-то междометие.
ОНА. Скажите ему... Только поймите меня правильно... Я в безвыходном положении, такие вещи не говорят через переводчика, но что делать, он ведь уезжает... У него глаза, он... Он мне нравится. Я его люблю. Так ему и скажите. ( Ему. ) Я тебя люблю.
ОН. Что она говорит? Почему она так волнуется?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит, что работать с вами было приятно, но мешали ваши взгляды - нескромные, мягко говоря, мешало... ну, вы понимаете. Ей неловко об этом говорить, вот она и волнуется.
ОН. Мне жаль...
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он сожалеет.
ОНА. Почему сожалеет?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Извините, вы женщина, вы должны понимать. Если мужчина в ответ на объяснение в любви говорит: мне жаль - все ясно. Странные вы тут все.
ОНА. Да, конечно. Жаль. Конечно. Всего доброго.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она прощается.
ОН. Всего доброго.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он прощается... Там, кажется, машина подъехла. Я посмотрю. ( Ему.) Пойдемте, неудобно же!
ОН. Да, сейчас...
Переводчица уходит.
Значит, так...
ОНА. Что - так? Что такое - так?
ОН. Смеется. Удивительно жизнерадостная женщина...
ОНА. Ничего не понимаю! Что делать - неизвестно. Глупость какая-то, правда?
ОН. Не понимаю. Ты о чем-то спрашиваешь?
ОНА. Не понимаю. Ты о чем-то спрашиваешь?
ОН. Ничего не понимаю. Я тебя люблю.
ОНА. Ты уже это говорил? Что это значит? Я тебя люблю, хоть ты и далекий человек. Это даже странно. Я тебя люблю - а ты не знаешь и, может, никогда не узнаешь.
ОН. Через три часа я буду уже в воздухе.
ОНА. Так скоро? А сколько лететь?
ОН. Тринадцать часов с двумя посадками.
ОНА. Тринадцать- несчастливое число. А я боюсь летать.
ОН. Почему?
ОНА. Не знаю. Просто боюсь. И на поездах боюсь. Вообще боюсь скорости.
Вдруг поняли, что понимают друг друга.
Смотрят друг н друга.
Входит Переводчица.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Машина ждет.
ОН. Да... Что-то я хотел сказать...
ОНА. Что-то я хотела сказать...
ОН. До свидания. Всего доброго.
ОНА. Всего доброго.
ОН. Я обязательно вернусь. Слышишь?
ОНА. Не понимаю. Что он говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Это непереводимый оборот. Так, пустяки...

10. ЗЕЛЕНАЯ ЗВЕЗДА
На сцене появляется А. Медленно идет к краю сцены. Подразумевается, что это - край крыши. А. поднимает голову, долго глядит в небо. Потом смотрит на часы. Хочет перекреститься, но рука замерла. Сплевывает, усмехается. Пристально глядит вниз. Смотрит на часы - словно ждет назначенного времени. Резко опустил руку. Выпрямился. Закрыл глаза. Глубоко вздохнул. Хлопает дверь, ведущая на крышу. Появляется Б.
А. резко оборачивается.
Б. ...Здравствуйте...
Пауза.
Хорошая погода... Звезд вон сколько высыпало... ( Долго смотрит вверх.) Вышел вот - подышать. В квартире душно... Подумал: а если подняться на крышу? Я ведь ни разу здесь не был... Нет, действительно, совсем по-другому дышится...
А. Подышали?
Б. Нет еще. Не надышался.
А. Вы можете уйти и вернуться через пять минут? Или через десять. Через десять минут?
Б. Могу, конечно. Но с какой стати? Крыша разве ваша собственность?
А. Ни с какой стати. Просто прошу уйти и вернуться потом.
Б. Кажется, я понимаю...
А. Он понимает! Я не прошу ничего понимать! Я прошу уйти!
Б. Значит, решили - туда?
А. Не ваше дело.
Б. Естественно, не мое... Высоко там? ( Идет к краю крыши. А. отодвигается. ) Вы что - боитесь меня? Странно.
А. Не ваше дело!
Б. Конечно, конечно...
Осторожно глядит вниз. А. - тоже.
Высоко. Мокрое место останется. И какова причина, если не секрет?
А. Господи ты боже мой! Я ходил сюда целый месяц, готовился - и ни разу никого не встретил! И на тебе! Когда уже решил, появляется какая-то пошлая харя...
Б. Между прочим, за харю можно и по харе...
А. Уйди, я прошу тебя! Уйди!
Б. А может, я за тем же самым сюда пришел?
А. За тем же самым? Что ты в этом понимаешь?! За тем же самым! Жена изменила? По службе обошли? Любимая собака сдохла? Настоящее самоубийство, будет тебе известно, - без причины! Это не глупый бытовой бунт против житейских обстоятельств, это отрицание в чистом виде, без причины! Я отрицаю все, ясно? Я кочаю с собой без всякой причины, осознав пустоту всего!
Б. А может, и у меня то же самое?
А. Ну да, конечно!
Б. Нет, в самом деле. С одной стороны, жена - да... Она у меня... Но это не главное... А просто... Сидел и думал: а ведь все. И вчера, и сегодня, и завтра она меня... Нет, она - не главное. Главное - ничего интересного уже не будет. Мне даже уже неинтересно делать что-то интересное. А неинтересное делать тем более неинтересно... А она говорит...
А. Я понял, понял! Ссора с женой, уважительная причина, жить невозможно, ты еще пожалеешь, подлая, ты еще поплачешь на моей могиле! Тьфу!
Б. Ты не очень-то плюйся. Ты послушай. Она говорит... Но это неважно. А я думаю: неужели нет больше ничего другого? Не здесь, а... ( Пожимает плечами.)
А. Где? Где?
Б. Не знаю... Может, там... ( Смотрит вверх.)
А. Не туда смотришь, милейший! Туда надо смотреть! ( Указывает вниз.)
Б. Туда я... Я высоты боюсь. Значит, считаете, там ничего нет?
А. Нигде ничего нет! Везде пустота. И я делаю шаг из пустоты в пустоту. Но - окончательную пустоту. Ясно тебе? Поэтому, будь добр, скройся, иди помирись с женой. Мне противно, что кто-то будет на это смотреть. Я хочу полной пустоты вокруг.
Б. Нет, должно что-то быть... А может, и нет. Все равно, я совершу поступок. Она уже ничего не ждет от меня - а я совершу! Я сам от себя ничего не жду - а совершу! И докажу!
А. Господи, из всего люди делают анекдот! Ну прыгнем мы оба. Два трупа рядышком - это же смешно!
Б. А какая тебе разница? Тебя же не будет. Будет - пустота. Нет, не хочешь ты этого делать! Целый месяц, он, видите ли, ходит, примеривается! А потом еще раздумывает: смешно будет или не смешно! Надо как я: вышел и прыгнул.
А. Ну и прыгай! Я могу и в другой раз. У тебя порыв - а у меня дело решенное.
Б. Ой ли? Ты же обрадовался, когда меня увидел! Я для тебя - отсрочка. Так что не надо про пустоту и про то, что без причины. Если все для тебя пустота, то и я - пустота. Меня нет. Что ж ты? Вокруг - пустота. Прыгай.
А. Думаешь, не прыгну? Только отойди. Отойди подальше! ( Встает на край. Выпрямился.)
Б. Постой!
А. Что еще?
Б. Если я увижу, я испугаюсь. И не смогу. Дай я первый. Ты-то не испугаешься, ты давно готов. А я, скажу честно, человек слабый. Не мужественный я. Но сейчас - как пружина, как... Она поймет! Мне сейчас надо, именно сейчас! ( Направляется к краю.)
А. Стой! ( Отталкивает Б. от края.) Мне, конечно, все равно...
Б. Тогда не мешай!
А. Я просто хочу, чтобы ты понял, там - ничего нет. Ничего! Пустота! Куда ты смотришь? Взлететь, что ль, собрался? Вниз надо смотреть, вниз!
Б. Откуда ты знаешь, что там пустота? Ты что, был там?
А. Знаю!
Б. Ничего ты не знаешь. А вдруг что-то есть? Совсем другое? А если нет... Это все равно лучше, чем сейчас... Хочется, понимаешь ли, чего-то необычного. Хотя бы минута полета...
А. Шесть секунд. Я бросал камень, засекал время.
Б. Пусть шесть секунд. Но - полет! Совсем другое!
А. Прыгал бы с парашютом! Или на дельтаплане.
Б. Я же говорю: боюсь высоты. И я не об этом! Я о состоянии духа! Совсем необычное! А все вокруг - обычно. От этого свихнуться можно. И другого не будет. И завтра она таким же голосом, точно таким же голосом скажет...
А ( стонет). Боже мой!..
Пауза.
Б. Знаешь что? А давай вместе, а?
А. Конечно! Жил в стаде - и погибай в стаде!
Пауза.
С другой стороны - не все ли равно? Я ведь решил. Хорошо. Приготовились.
Встают у края крыши. Б. смотрит вверх, А. - перед собой.
Б. Знаешь... Напоследок я хочу сказать тебе... Ты замечательный человек. Нет, не это. Я хочу сказать...
А. Молчи! Это делают молча!
Б. Да. Правильно. Минута молчания.
А. Минута? Да. Засекаю. И махну рукой. ( Смотрит на часы. Медленно поднимает руку.)
Б. Постой!
А. Еще что?!
Б. А вдруг ты меня обманешь? Я прыгну, а ты нет?
А. С какой стати?
Б. Чтобы посмеяться надо мной. Надо мной почему-то часто смеялись, хотя во мне нет ничего смешного. Люди какие-то вокруг... Юмористические... И ты меня обманешь - я и буду лететь один, и думать, что меня опять обманули. Жизнь меня постоянно обманывает; я жду, а - ничего... Значит - опять? И я умру от обиды раньше смерти!
А. Я клянусь тебе, я клянусь, что прыгну вместе с тобой!
Б. Чем клянешься? Клясться надо самым дорогим. У тебя есть что-то самое дорогое?
А. Нет!
Б. Тебе легче. А у меня есть...
А. Тогда какого черта кончать с собой, дурак?
Б. Ты не ругайся, ты не сердись. Если кто-то дорог для меня, это не значит, что я кому-то дорог. Я никому не дорог. Никому не нужен. Хорошо. Я тебе верю. Засекай время.
Стоят. А. смотрит на часы. Поднимает руку. Хлопает дверь. Оба резко оборачиваются. Появляется В.
А. Этого не может быть!
Б. Да... Эй, друг, заходи, не стесняйся! Третьим будешь?
В., не отвечая, смотрит вверх.
Б. Чего ты там выглядываешь?
В. Звезда.
А. Звезд много.
В. Зеленая звезда... Она там ждет... Я здесь.
Б. Кто ждет? Звезда ждет?
А. Сроду не видел зеленых звезд.
В (не отвечая ему). Я здесь. Видишь меня?
А. Кому это он?
Б. (смеется). Женщине. Девушке. Бабе. Жене. Она на звезде, а он тут. Свидание у них такое. Да?
В. Что?
Б. Я говорю: свидание, что ли, у вас? С той звезды, что ли, она смотрит?
В. Да.
Тишина.
Трое смотрят вверх.
Темнота.
Только звезда горит.

(по пьесе Алексея Слаповского "От красной крысы до зеленой звезды").
Премьера 1 февраля 2008.
читать дальше

2. ПЕРЕВОД
( 1-й этаж, кафе)
Действующие лица: ОН, ОНА, ПЕРЕВОДЧИЦА
За столиком сидят две молодые женщины и мужчина.
ОН. Скажите ей... Скажите... Ну вот, я и уезжаю.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит, что скучает по дому.
ОНА. Это понятно.
ОН. Что она говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит: что ж...
ОН. Так я и не выучил ни одного слова.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он сожалеет, что не учил языка. Как будто кто-то ему мешал это делать.
ОНА. Было много работы. Мне тоже жаль, что я не знаю его языка.
ПЕРЕВОДЧИЦА ( ему). Так, общие вежливые слова.
ОН. Скажите ей, что я обязательно вернусь.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит, что ему здесь было приятно.
ОНА. Я рада.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит: хорошо. Здесь не принято переливать из пустого в порожнее, говорите по делу.
ОН. По делу? Ладно... Так... Скажите ей, что я ее люблю.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Так и сказать?
ОН. Так и сказать.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Вы что, изините, лишнего выпили?
ОН. Нет. Скажите ей, то я ее люблю... Я прошу.
ПЕРЕВОДЧИЦА ( ей). Это мы о том, как перевести. Слишком он запутанно выражается. В общем, делает вам комплименты всякие.
ОНА. Очень приятно.
ОН. Что она сказала?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она смущена. Здесь не принято говорить в лоб такие вещи.
ОН. Мне плевать, у меня нет времени. Значит, она смущена - и все?
ПЕРЕВОДЧИЦА. А что еще?
ОН. Действительно... Она не собирается поехать к нам?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он такой странный. Он спрашивает, не собираетесь ли вы этим летом замуж. Они такие странные!
ОНА ( смеется). О, нет, нет!
ОН. Это я понял: нет. А почему нет?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Что за вопрос? Ей и здесь хорошо. Говорите по-существу.
ОН. Скажите, что выучу язык и через год обязательно вернусь. Пусть она меня ждет. Мне кажется, она и сейчас все понимает.
ОНА. Что он сказал?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Так, несуразица какая-то. Он туповатый малый, между нами говоря. И выпил лишнего.
ОНА. Вы ошибаетесь, он не туповатый. И незаметно, что выпил.
ОН. Что она сказала?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она извиняется, у нее дела. Здесь не говорят так долго о пустяках.
ОН. Разве я - долго? И разве о пустяках? Скажите ей еще раз: я люблю ее. Как никогда и никого, понимаете? Пусть она смеется, если хочет.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Опять делоает комплименты. Бабник - но неумелый.
ОНА. Какие комплименты?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Ну, насчет ног, насчет груди. У них это в порядке вещей.
ОНА. Почему - у них? Вы тоже жили там.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Это было давно.
ОНА. У него странные глаза. Встревоженные какие-то.
ОН. Что она говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Приятно было с вами пообщаться. Она пытается прекратить ваши излияния. Ей неловко.
ОН. Хорошо. И все-таки я ее люблю. ( Ей.) Я люблю тебя. Понимаешь?
ОНА. Что он говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он извиняется: ему пора собираться. Он рад был поработать с вами.
ОНА. Я тоже. Я надеюсь приехать к нему. То есть не к нему, а вообще... Ну, понятно...
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она хвалит ваши профессиональные качества.
ОН. И все?
ПЕРЕВОДЧИЦА. А вы чего хотели? Самое лучшее в вашем положении - попрощаться
ОН. Я напишу ей.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит: всего доброго.
ОНА. И вам всего доброго.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она благодарит и прощается.
ОН (встает). Ну что ж...
ОНА. Подождите!
ОН. Что? Что она сказала?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Я не поняла. Какое-то междометие.
ОНА. Скажите ему... Только поймите меня правильно... Я в безвыходном положении, такие вещи не говорят через переводчика, но что делать, он ведь уезжает... У него глаза, он... Он мне нравится. Я его люблю. Так ему и скажите. ( Ему. ) Я тебя люблю.
ОН. Что она говорит? Почему она так волнуется?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит, что работать с вами было приятно, но мешали ваши взгляды - нескромные, мягко говоря, мешало... ну, вы понимаете. Ей неловко об этом говорить, вот она и волнуется.
ОН. Мне жаль...
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он сожалеет.
ОНА. Почему сожалеет?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Извините, вы женщина, вы должны понимать. Если мужчина в ответ на объяснение в любви говорит: мне жаль - все ясно. Странные вы тут все.
ОНА. Да, конечно. Жаль. Конечно. Всего доброго.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Она прощается.
ОН. Всего доброго.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Он прощается... Там, кажется, машина подъехла. Я посмотрю. ( Ему.) Пойдемте, неудобно же!
ОН. Да, сейчас...
Переводчица уходит.
Значит, так...
ОНА. Что - так? Что такое - так?
ОН. Смеется. Удивительно жизнерадостная женщина...
ОНА. Ничего не понимаю! Что делать - неизвестно. Глупость какая-то, правда?
ОН. Не понимаю. Ты о чем-то спрашиваешь?
ОНА. Не понимаю. Ты о чем-то спрашиваешь?
ОН. Ничего не понимаю. Я тебя люблю.
ОНА. Ты уже это говорил? Что это значит? Я тебя люблю, хоть ты и далекий человек. Это даже странно. Я тебя люблю - а ты не знаешь и, может, никогда не узнаешь.
ОН. Через три часа я буду уже в воздухе.
ОНА. Так скоро? А сколько лететь?
ОН. Тринадцать часов с двумя посадками.
ОНА. Тринадцать- несчастливое число. А я боюсь летать.
ОН. Почему?
ОНА. Не знаю. Просто боюсь. И на поездах боюсь. Вообще боюсь скорости.
Вдруг поняли, что понимают друг друга.
Смотрят друг н друга.
Входит Переводчица.
ПЕРЕВОДЧИЦА. Машина ждет.
ОН. Да... Что-то я хотел сказать...
ОНА. Что-то я хотела сказать...
ОН. До свидания. Всего доброго.
ОНА. Всего доброго.
ОН. Я обязательно вернусь. Слышишь?
ОНА. Не понимаю. Что он говорит?
ПЕРЕВОДЧИЦА. Это непереводимый оборот. Так, пустяки...

10. ЗЕЛЕНАЯ ЗВЕЗДА
На сцене появляется А. Медленно идет к краю сцены. Подразумевается, что это - край крыши. А. поднимает голову, долго глядит в небо. Потом смотрит на часы. Хочет перекреститься, но рука замерла. Сплевывает, усмехается. Пристально глядит вниз. Смотрит на часы - словно ждет назначенного времени. Резко опустил руку. Выпрямился. Закрыл глаза. Глубоко вздохнул. Хлопает дверь, ведущая на крышу. Появляется Б.
А. резко оборачивается.
Б. ...Здравствуйте...
Пауза.
Хорошая погода... Звезд вон сколько высыпало... ( Долго смотрит вверх.) Вышел вот - подышать. В квартире душно... Подумал: а если подняться на крышу? Я ведь ни разу здесь не был... Нет, действительно, совсем по-другому дышится...
А. Подышали?
Б. Нет еще. Не надышался.
А. Вы можете уйти и вернуться через пять минут? Или через десять. Через десять минут?
Б. Могу, конечно. Но с какой стати? Крыша разве ваша собственность?
А. Ни с какой стати. Просто прошу уйти и вернуться потом.
Б. Кажется, я понимаю...
А. Он понимает! Я не прошу ничего понимать! Я прошу уйти!
Б. Значит, решили - туда?
А. Не ваше дело.
Б. Естественно, не мое... Высоко там? ( Идет к краю крыши. А. отодвигается. ) Вы что - боитесь меня? Странно.
А. Не ваше дело!
Б. Конечно, конечно...
Осторожно глядит вниз. А. - тоже.
Высоко. Мокрое место останется. И какова причина, если не секрет?
А. Господи ты боже мой! Я ходил сюда целый месяц, готовился - и ни разу никого не встретил! И на тебе! Когда уже решил, появляется какая-то пошлая харя...
Б. Между прочим, за харю можно и по харе...
А. Уйди, я прошу тебя! Уйди!
Б. А может, я за тем же самым сюда пришел?
А. За тем же самым? Что ты в этом понимаешь?! За тем же самым! Жена изменила? По службе обошли? Любимая собака сдохла? Настоящее самоубийство, будет тебе известно, - без причины! Это не глупый бытовой бунт против житейских обстоятельств, это отрицание в чистом виде, без причины! Я отрицаю все, ясно? Я кочаю с собой без всякой причины, осознав пустоту всего!
Б. А может, и у меня то же самое?
А. Ну да, конечно!
Б. Нет, в самом деле. С одной стороны, жена - да... Она у меня... Но это не главное... А просто... Сидел и думал: а ведь все. И вчера, и сегодня, и завтра она меня... Нет, она - не главное. Главное - ничего интересного уже не будет. Мне даже уже неинтересно делать что-то интересное. А неинтересное делать тем более неинтересно... А она говорит...
А. Я понял, понял! Ссора с женой, уважительная причина, жить невозможно, ты еще пожалеешь, подлая, ты еще поплачешь на моей могиле! Тьфу!
Б. Ты не очень-то плюйся. Ты послушай. Она говорит... Но это неважно. А я думаю: неужели нет больше ничего другого? Не здесь, а... ( Пожимает плечами.)
А. Где? Где?
Б. Не знаю... Может, там... ( Смотрит вверх.)
А. Не туда смотришь, милейший! Туда надо смотреть! ( Указывает вниз.)
Б. Туда я... Я высоты боюсь. Значит, считаете, там ничего нет?
А. Нигде ничего нет! Везде пустота. И я делаю шаг из пустоты в пустоту. Но - окончательную пустоту. Ясно тебе? Поэтому, будь добр, скройся, иди помирись с женой. Мне противно, что кто-то будет на это смотреть. Я хочу полной пустоты вокруг.
Б. Нет, должно что-то быть... А может, и нет. Все равно, я совершу поступок. Она уже ничего не ждет от меня - а я совершу! Я сам от себя ничего не жду - а совершу! И докажу!
А. Господи, из всего люди делают анекдот! Ну прыгнем мы оба. Два трупа рядышком - это же смешно!
Б. А какая тебе разница? Тебя же не будет. Будет - пустота. Нет, не хочешь ты этого делать! Целый месяц, он, видите ли, ходит, примеривается! А потом еще раздумывает: смешно будет или не смешно! Надо как я: вышел и прыгнул.
А. Ну и прыгай! Я могу и в другой раз. У тебя порыв - а у меня дело решенное.
Б. Ой ли? Ты же обрадовался, когда меня увидел! Я для тебя - отсрочка. Так что не надо про пустоту и про то, что без причины. Если все для тебя пустота, то и я - пустота. Меня нет. Что ж ты? Вокруг - пустота. Прыгай.
А. Думаешь, не прыгну? Только отойди. Отойди подальше! ( Встает на край. Выпрямился.)
Б. Постой!
А. Что еще?
Б. Если я увижу, я испугаюсь. И не смогу. Дай я первый. Ты-то не испугаешься, ты давно готов. А я, скажу честно, человек слабый. Не мужественный я. Но сейчас - как пружина, как... Она поймет! Мне сейчас надо, именно сейчас! ( Направляется к краю.)
А. Стой! ( Отталкивает Б. от края.) Мне, конечно, все равно...
Б. Тогда не мешай!
А. Я просто хочу, чтобы ты понял, там - ничего нет. Ничего! Пустота! Куда ты смотришь? Взлететь, что ль, собрался? Вниз надо смотреть, вниз!
Б. Откуда ты знаешь, что там пустота? Ты что, был там?
А. Знаю!
Б. Ничего ты не знаешь. А вдруг что-то есть? Совсем другое? А если нет... Это все равно лучше, чем сейчас... Хочется, понимаешь ли, чего-то необычного. Хотя бы минута полета...
А. Шесть секунд. Я бросал камень, засекал время.
Б. Пусть шесть секунд. Но - полет! Совсем другое!
А. Прыгал бы с парашютом! Или на дельтаплане.
Б. Я же говорю: боюсь высоты. И я не об этом! Я о состоянии духа! Совсем необычное! А все вокруг - обычно. От этого свихнуться можно. И другого не будет. И завтра она таким же голосом, точно таким же голосом скажет...
А ( стонет). Боже мой!..
Пауза.
Б. Знаешь что? А давай вместе, а?
А. Конечно! Жил в стаде - и погибай в стаде!
Пауза.
С другой стороны - не все ли равно? Я ведь решил. Хорошо. Приготовились.
Встают у края крыши. Б. смотрит вверх, А. - перед собой.
Б. Знаешь... Напоследок я хочу сказать тебе... Ты замечательный человек. Нет, не это. Я хочу сказать...
А. Молчи! Это делают молча!
Б. Да. Правильно. Минута молчания.
А. Минута? Да. Засекаю. И махну рукой. ( Смотрит на часы. Медленно поднимает руку.)
Б. Постой!
А. Еще что?!
Б. А вдруг ты меня обманешь? Я прыгну, а ты нет?
А. С какой стати?
Б. Чтобы посмеяться надо мной. Надо мной почему-то часто смеялись, хотя во мне нет ничего смешного. Люди какие-то вокруг... Юмористические... И ты меня обманешь - я и буду лететь один, и думать, что меня опять обманули. Жизнь меня постоянно обманывает; я жду, а - ничего... Значит - опять? И я умру от обиды раньше смерти!
А. Я клянусь тебе, я клянусь, что прыгну вместе с тобой!
Б. Чем клянешься? Клясться надо самым дорогим. У тебя есть что-то самое дорогое?
А. Нет!
Б. Тебе легче. А у меня есть...
А. Тогда какого черта кончать с собой, дурак?
Б. Ты не ругайся, ты не сердись. Если кто-то дорог для меня, это не значит, что я кому-то дорог. Я никому не дорог. Никому не нужен. Хорошо. Я тебе верю. Засекай время.
Стоят. А. смотрит на часы. Поднимает руку. Хлопает дверь. Оба резко оборачиваются. Появляется В.
А. Этого не может быть!
Б. Да... Эй, друг, заходи, не стесняйся! Третьим будешь?
В., не отвечая, смотрит вверх.
Б. Чего ты там выглядываешь?
В. Звезда.
А. Звезд много.
В. Зеленая звезда... Она там ждет... Я здесь.
Б. Кто ждет? Звезда ждет?
А. Сроду не видел зеленых звезд.
В (не отвечая ему). Я здесь. Видишь меня?
А. Кому это он?
Б. (смеется). Женщине. Девушке. Бабе. Жене. Она на звезде, а он тут. Свидание у них такое. Да?
В. Что?
Б. Я говорю: свидание, что ли, у вас? С той звезды, что ли, она смотрит?
В. Да.
Тишина.
Трое смотрят вверх.
Темнота.
Только звезда горит.

2008
@темы: помнишь?